Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………...….3
Глава 1. Теоретические особенности ЧС геологического
характера…………………………………………………………….…...5
1.1. Виды ЧС геологического характера, их особенности
и классификация……………………………………………………….….5
1.2. Правила безопасного поведения при возникновении ЧС
геологического характера……………………………………………….12
Выводы по главе 1……………………………………………………….15
Глава 2. Методика обучения безопасному поведению
при возникновении ЧС геологического характера………..………16
2.1. Анализ программ основного общего образования по ОБЖ
и методических рекомендаций по теме ЧС
геологического характера……………………………………………….16
2.2. Разработка конспекта урока по теме: «ЧС геологического
характера в 9 классе»……………………………………………………19
Выводы по главе 2……………………………………………………….22
Заключение………...……………………….…………………………….23
Список литературы………………………………………………….…..25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В течение жизни человек может сталкиваться с самой разнообразной средой, бытовой, природной, производственной, социальной и др. Совместно со средой обитания, человек образует систему, которая очередь состоит из взаимодействующих элементов, имеет определённую упорядоченность и обладает характерными свойствами.
Такого рода взаимодействие может складываться из множества факторов и оказывать положительное или отрицательное воздействие, как на самого человека, так и на среду его обитания. Отрицательные влияния факторов природной среды выражаются в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Они возникают вследствие стихийных бедствий и профессионально производственной деятельностью населения.
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС является одной из актуальных проблем современного мира. Очень важно соответствующим службам уметь правильно действовать при спасении людей. Важно оказывать им необходимую помощь при проведении аварийно-спасательных работ в эпицентре поражений. Подобного рода действия дают возможность уменьшить количество человеческих жертв и сократить любые потери. Чрезвычайно важной и актуальной является проблема подготовки населения, к таким событиям.
Цель работы: изучить особенности изучения ЧС геологического характера в школьном курсе ОБЖ.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации
Предмет исследования: особенности изучения ЧС геологического характера в школьном курсе ОБЖ.
Задачи:
1.Изучить виды ЧС геологического характера, их особенности и классификацию.
2. Описать правила безопасного поведения при возникновении ЧС геологического характера.
3. Проанализировать программы основного общего образования по ОБЖ и методических рекомендаций по теме ЧС геологического характера.
4. Разработать конспект урока по теме: «ЧС геологического характера в 9 классе».
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические особенности ЧС геологического характера 1.1. Виды ЧС геологического характера, их особенности и классификация
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и их природа имеют свои особенности. ЧС геологического происхождения - это обстановка на конкретной территории, которая складывается в результате опасного геологического природного явления. Такого рода события могут повлечь за собой ущерб жизни и здоровью людей, в том числе, окружающей среде. Чаще всего такие события влекут за собой колоссальные материальные потери. Прежде всего – это нарушает привычные условия жизнедеятельности людей [15].
Виды ЧС геологического характера, их особенности и классификацию школьники изучают на уроках ОБЖ. Современные УМК и соответствующие учебники практически все подробно представляют эту тему. Задача школьников – усвоить все те знания, которые предусмотрены учебной программой по данной теме. Учитель составляет календарно – тематическое планирование на основе рабочей программы педагога. Особенность современного образовательного процесса заключается в том, что помимо предметных знаний школьнику необходимо также продемонстрировать сформированные универсальные учебные действия нескольких групп и личностные результаты. Всё это является требованием ФГОС ООО.
Педагог в образовательном процессе формирует результаты:
-предметные;
-метапредметные;
-личностные.
Это говорит о том, что помимо полученных знаний школьник в рамках системно – деятельностного подхода должен демонстрировать соответствующие личностные качества. Предметные образовательные результаты школьника формируются при получении знаний, умений и навыков в ходе изучения содержания учебной дисциплины. Если сравнить традиционную образовательную модель с моделью, которая должна быть реализована в системно – деятельностном подходе, можно говорить о том, что получение знаний, умений и навыков в учебно – воспитательном процессе является главным образовательным результатом. В традиционной образовательной модели, учитель, будучи транслятором знаний сам полностью выдавал все те знания, которые были заложены в учебной программе и на этой основе далее формировались устойчивые умения и навыки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов. - Учеб. пособие. М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2003. - 496 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] / М.: Высшая школа. - 2008. - 592 c.
3. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути [Текст] / Э.М. Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005. - №6. – С.23-25.
4. Вострокнутов, А.Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.Л. Вострокнутов // М.: Юрайт. - 2015. - 400 c.
5. Вилейто, Т.В. Персональный сайт учителя как инструментарий применения электронной образовательной платформы Google на уроках ОБЖ. // Международный научный журнал Педагогика высшей школы. № 3.1.(6.1) / ноябрь 2016, С.48-52. - Образовательный ресурс «Образовательные платформы» / Интернет-портал – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://lektsii.com/ (дата обращения: 07.02.2023).
6. Вилейто, Т.В. Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении раздела «ЧС природного характера и защита от них» с использованием электронной образовательной платформы Google / Т.В. Вилейто, А.В. Некрасова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40603/ (дата обращения: 07.02.2023).
7. Данченко, С.П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности / С.П. Данченко. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1454/ (дата обращения: 07.02.2023).
8. Жирнов, С.С. Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода / С. С. Жирнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10348/ (дата обращения: 07.02.2023).
9. Зазулинский, В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] / В.Д. Зазулинский // М.: Экзамен. - 2014. - 256 c.
10. Зуев, А.В. Роль межпредметных связей в учебном процессе [Текст] / А.В. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. №4. – С.36-38.
11. Крючек, Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях [Текст] / Н.А. Крючек // М.: НЦ ЭНАС. - 2006. - 259 с.
12. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий [Текст] / Б.С. Мастрюков // М.: Академия. - 2012. - 368 c.
13. Махмутов, М.И. Методы обучения и их классификация // Техническая и гуманитарная литература [Электронный ресурс]. URL: http://www.telenir.net/pedagogika/pedagogika_shpargalka/p24.php (дата обращения 07.02.2023).
14. Мордасов, В.Г. Особенности подросткового возраста // Единый портал «Обществознание» [Электронный ресурс]. URL: http://humanitar.ru/page/bilet_number18 (дата обращения 07.02.2023).
15. Михайлов, Л.А. К вопросу о преподавании школьного курса ОБЖ [Текст] / Л.А. Михайлов // Сб. «Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития». - СПб РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 220 с.
16. МЧС России: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения 07.02.2023).
17. О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 24.07.95 No 738 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102036779&rdk=&backlink (дата обращения: 07.02.2023).
18. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Приказ от 17.12.2010 No 1897 // Вестник образования. - 2011. - No 4. - С.10-77. - // Администратор образования. - 2011. - No 5. - С.32-72.
19. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70649798/ (дата обращения: 07.02.2023).
20. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техно- генного характера и террористических актов на период до 2020 года: поручение Президента РФ от 15.11.2011 N3400 [Электронный ресурс]/ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70041358/ (дата обращения: 07.02.2023).
21. Пономарева, О.И. Особенности частной дидактики. Методика преподавания ОБЖ [Текст] / О.И. Пономарева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. - №9. – С.51-53.
22. Романов, Н.В. Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме «ЧС геологического происхождения. Землетрясение. Причины и возможные последствия землетрясения» / Н.В. Романов. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/3991/ (дата обращения: 07.02.2023).